РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Как эффективнее запомнить учебный материал

Как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел.

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом.

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание.

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа.

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня.

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову.
свернуть

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов

Накануне олимпиады, экзаменов, ЦТ учащиеся всегда испытывают волнение, которое является защитной реакцией организма на стрессовую ситуацию. Тревога активизируется при восприятии стимулов, расцениваемых учеником как опасные для самооценки, самоуважения. Главный фактор, провоцирующий развитие стресса, это отрицательные переживания. Степень выраженности тревожных состояний может быть различной и зависит от многих факторов, в первую очередь, от индивидуальных и личностных особенностей ребенка, социальной ситуации развития, влияния прошлого опыта и др. В одних случаях тревога может активизировать деятельность ученика, в других – дезорганизовывать.

Адекватный уровень тревожности необходим для активизации деятельности человека. Стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживает человека в нужной форме. В то же время очень сильное волнение может оказывать отрицательное влияние на психику, блокировать интеллектуальную деятельность, ухудшать память, вызывать негативные переживания. При этом учащиеся становятся чрезмерно самокритичными, предъявляют к себе очень высокие требования, что еще более усугубляет напряженную ситуацию.

При стрессе, как правило, проявляются следующие признаки: сильное беспокойство, учащенное сердцебиение, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита,  неспособность расслабиться и пр. Ученик чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой. Одно из неприятных последствий стресса – нарушение гармоничной работы полушарий мозга. В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое полушарие отвечает за анализ, логику. Правое полушарие – за эмоции, образы. У школьников с доминирующим правым полушарием при стрессе «пропадают» логика, способность решать задачи, выводить формулы. У учащихся с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Не случайно от учеников можно услышать: «ничего не помню, все забыл» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в головном мозге. Возникают вопросы:

– Как справиться со стрессовой ситуацией, мобилизовать себя?

– Что необходимо предпринять, чтобы снизить сильное волнение в течение короткого времени накануне олимпиады, экзамена, конкурса?

Известно, что эмоциональное состояние тесно связано с физиологическим состоянием. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на физиологические проявления своего стрессового состояния. Как правило, это – учащенное сердцебиение, тремор, легкий озноб, напряжение в определенных мышцах тела (лица, плеч…). Нормализация физиологического состояния приводит к гармонизации нервной системы. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом снятия напряжения является регуляция дыхания, которая может снизить эмоциональное напряжение в короткое время. Стресс вызывает учащенное сердцебиение, что в свою очередь провоцирует напряжение. Получается замкнутый круг, который необходимо разорвать. При приступах паники попробуйте медленнее дышать. Пытайтесь дышать так, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. В чрезвычайных ситуациях следует дышать так: медленный вдох через нос, не делая глубоких вдохов, и еще более медленный выдох и задержка дыхания после каждого выдоха. Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока не наступят признаки снижения тревоги.

Обратите внимание на состояние мышц в области плеч и лица. В острой стрессовой ситуации они особенно напряжены. Эффективным способом снятия стресса в течение короткого времени является расслабление напряженных мышц плеч и лица. Можно поднять плечи, сбросить весь «груз» вниз и постараться расслабиться.

Для расслабления мышц лица зажмурьте глаза, как будто бы туда попал шампунь, и расслабьтесь. Постарайтесь как можно выше поднять брови, а потом расслабьтесь.

Для снятия напряжения можно сжать кисти рук в кулаки настолько сильно, насколько это возможно, затем расслабить руки. Упражнения, основанные на чередовании напряжения и расслабления, снимают сильное напряжение в течение короткого времени.

Накануне олимпиады, экзаменов на некоторых учащихся «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше отойти в сторону, походить по коридору, посмотреть в окно, на небо, рассмотреть предметы вокруг.

В день проведения олимпиады, экзамена нежелательно принимать  лекарственные средства. Некоторые успокоительные препараты могут негативно сказаться на психологическом состоянии школьника, затормозить состояние нервной системы. Реакции от применения одного и того же препарата у каждого человека абсолютно разные, поэтому не стоит рисковать.

Известно, что во время стресса возникает сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. В антистрессовых целях следует до начала олимпиады, экзамена выпить несколько глотков воды. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Желательно пить просто чистую воду или зеленый чай, а не сладкую газированную воду, черный чай, кофе, которые ускоряют обезвоживание организма. Эти советы помогут нейтрализовать сильное волнение накануне проведения экзаменационных испытаний.

Каждый человек использует свои способы преодоления стресса, выработанные в процессе жизни. Они могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Некоторые рекомендации могут в дальнейшем помочь конструктивному решению стрессовых ситуаций.

  • Не позволяйте негативному мышлению завладеть вашим сознанием, не допускайте сомнения. Сомнение легко превращается в самовнушение неудачи. Очень часто человек ставит себе цели с оговорками, например: «Хочу добиться, но… наверное, ничего не выйдет». Потом добавляет: «Постараюсь, попробую, сделаю, что смогу, приложу максимум усилий». Этими оговорками человек закладывает неуверенность и тем самым бессознательно внушает себе неудачу. Если вы будете внушать себе, что погружаетесь в транс, и одновременно ворчать, что погружены в жизненную трясину, из которой не выбраться, то результат будет отрицательным. Необходимо помнить, что каждое ваше самовнушение – истина.
  • Высказывайтесь положительно. Помешать вам могут отрицательные высказывания. Человек хочет, допустим, от чего-то избавиться, произносит «не», а затем именно то, от чего собирается освободиться. Подсознание запоминает «не», и чаще всего человек не достигает желаемого результата. Положительные мысли нужно культивировать, нужно приучить к ним свой мозг.
  • Известно, что информация, высказанная многократно, накапливается в подсознании. Это ее свойство активно применяется в современных коммуникативных технологиях – продажах, рекламе, политическом пиаре. Практически вся рекламная продукция рассчитана на многоразовое употребление, и это окупается. Действуйте по законам рынка. В процессе самовнушения желательно повторять каждое предложение минимум 3–4 раза.
  • Избегайте явного принуждения. Не следует провоцировать и разжигать всякого рода внутренние конфликты, которые не приносят успеха. Постарайтесь уговорить себя.
  • Используйте настоящее время. Старайтесь избегать прошедшего и будущего времени – решение проблемы может отдалиться на неопределенный срок.
  • Опирайтесь на свои сильные стороны и не сравнивайте себя с другими. Всегда найдется человек, который будет превосходить вас.
  • Используйте метод создания мысленных образов. Моделируйте в воображении те изменения в жизни, которых вы хотите достичь в реальности. Мысленный образ, который закладывается в подсознании, должен быть очень четким и ярким – тогда подсознание сможет дать команду.
  • Переключайте свои мысли на другой предмет. Когда вы постоянно думаете о чем-то негативном, вы отдаете объекту мыслей свою энергию. Если вы много думаете о нем, то это может привести к самой настоящей психической травме. Поэтому очень важно уметь отвлекаться и переключать свои мысли. Можете оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Забота и внимание к окружающим заставят вас переключиться и придадут дополнительные силы.
  • Помните, что очень многое зависит от вашего отношения к проблеме, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарование, не страх, не несбывшиеся мечты, а то, как вы ко всему этому относитесь. Не рассматривайте контрольные испытания как что-то катастрофическое. Это в полной мере не решает вашу судьбу. Необходимо понимание того, что многое зависит лично от вас. Рассматривайте эти ситуации как способы лучше познать самого себя и постарайтесь изменить что-то в себе. Помните, что как бы ни сложилась ситуация – это всегда ваша личная победа над самим собой и ваш шанс. Даже самая неудачная ситуация дает в дальнейшем большой толчок к личностному росту и переоценке ценностей.

 

свернуть

Как защитить себя от насилия в Интернете

Кибербуллинг, груминг, буллицид, кибермошенничество, опасный контент…

Знакомы ли вам эти слова? Каково их значение? И это лишь некоторые из опасностей, которые могут подстерегать в Интернете. Предлагаем прочитать небольшую памятку, прежде чем снова отправиться в очередное, не всегда безопасное путешествие по Сети.

ГРУМИНГ – это установление дружеских отношений с ребенком (подростком) с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника, модного фотографа, владельца модельного агентства и т. д. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и пр.) и договориться о встрече.

Несколько советов, которые помогут вам предупредить груминг:

  1. Следите за информацией, которую вы выкладываете в Интернете. Не оставляйте свои личные данные (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т. д.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе, в корыстных и преступных целях.
  2. Придумайте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т. д.), в онлайн-играх и других ситуациях.
  3. Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
  4. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
  5. Если новый знакомый пытается беседовать с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом, как о секрете, который останется только между вами, – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете.
  6. Сохраните факт груминга, например, сделайте снимок с экрана (screen-shot).
  7. Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
  8. Никогда не соглашайтесь идти в гости к человеку, с которым познакомились в Интернете и не приглашайте его к себе! Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Или приходите на встречу только со взрослым. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один, особенно в безлюдном месте!

Всегда помните, что в Интернете каждый может представить себя не тем, кем на самом деле является!

КИБЕРБУЛЛИНГ. Под этим, относительно новым словом понимают «использование электронных устройств и информационных технологий, таких как электронная почта, службы мгновенных сообщений, текстовые сообщения, средства мобильной связи, веб-сайты, с помощью которых можно публиковать жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей», т. е. унижение или травля в Интернете (подростковый виртуальный террор).

Несколько советов, которые помогут вам при столкновении с кибербуллингом:

  1. Не бросайтесь в бой. Успокойтесь. Если вы станете отвечать оскорблениями на оскорбления, то только усугубите конфликт. Кроме того, преследователь только и ждет, когда вы выйдете из равновесия. Игнорируйте единичный негатив. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии. Лучшая защита от нападения – игнор.
  2. Не стоит пропускать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Их следует скопировать, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы. По поводу размещения оскорбительной информации, размещенной на сайте, следует обратиться к администратору.
  3. Помните, что анонимность в сети мнимая. Существуют способы, чтобы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом. Так что в случае нанесения реального вреда, найти злоумышленника можно.
  4. Управляйте своей киберрепутацией. Самому также не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все ваши действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно.
  5. Если вдруг вы стали свидетелем кибербуллинга, то должны выступить против агрессора, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в Сети.
  6. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов.

БУЛЛИЦИД – доведение до самоубийства путем психологического насилия, может являться результатом кибербуллинга. В некоторых странах уже принят закон «О вредных цифровых коммуникациях», согласно которому кибербуллинг (издевательства в Сети) и онлайн-троллинг признаны уголовными преступлениями, и теперь тот, кто использует лексику с угрозами, запугиваниями или оскорблениями в адрес другого человека, может быть оштрафован или даже получить тюремный срок. Также караются пользователи, занимающиеся подстрекательствами, издевательствами и унижениями.

КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО – один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), а также злоупотребление доверием человека с целью причинить ему материальный или иной ущерб.

Несколько советов, которые помогут вам не стать жертвой кибермошенников:

  1. Посоветуйтесь со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами Сети.
  2. Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу личных данных или другие подобные действия.
  3. Прежде чем совершить покупку, соберите информацию об интернет-магазине: ознакомьтесь с отзывами покупателей; избегайте предоплаты; проверьте реквизиты владельца магазина; уточните, как долго существует магазин (посмотреть это можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois)); поинтересуйтесь о возможности выдачи кассового чека; сравните цены в разных интернет-магазинах; позвоните, если это возможно, в справочную магазина; обратите внимание на правила интернет-магазина; выясните, сколько точно придется заплатить за товар.
  4. Никогда не сообщайте в Интернете пароль от своей электронной почты, номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и другую личную информацию!

ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ – информация, представляющая угрозу или вызывающая у человека неприязнь (видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию, пропаганда и распространение наркотиков, информация суицидального характера и т. д.).

Всегда помните:

  1. Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете, – правда.
  2. В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.

ИНТЕРНЕТ является прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха и общения с друзьями. Но, как и реальный мир, Сеть может быть опасна! Будьте бдительны! Уважайте и берегите себя и своих близких!

Если вдруг вы или ваши друзья оказались в сложной жизненной ситуации, то помните – всегда есть люди, готовые помочь!

свернуть

Буллинг

Информационно-психологическое манипулирование в Интернет-среде

Вокруг нас много различной информации, но не вся она объективная и правдивая. Иногда применяются определенные технологии, чтобы специально повлиять на наши мысли и решения. Это называется «информационно-психологическое манипулирование».

Важно помнить несколько правил, чтобы не поддаваться на подобные уловки.

Будь критичным. При прочтении новостей или информации в интернете задавай себе вопросы. Оценивай, отражает ли информация все точки зрения, или только какую-то определенную.

Проверяй факты. Если что-то звучит слишком удивительно или эмоционально, проверь факты. Возможно, информация представлена искаженно.

Не поддавайся эмоциям. Иногда сообщения создаются так, чтобы вызвать у нас определенные чувства. Постарайся не позволять эмоциям влиять на твои решения.

Слушай разные точки зрения. Не бери информацию на веру. Постарайся понять разные точки зрения, прежде чем сформировать свою.

Будь осведомленным. Изучай вопросы, которые тебя интересуют, чтобы лучше понимать мир вокруг. Чем больше знаний, тем сложнее человека ввести в заблуждение.

 

Развивая данные навыки, ты научишься ориентироваться  в этой  огромной информационной вселенной. Не позволяй себя использовать в деструктивных целях! Развивайся и береги себя!

свернуть

Телефоны доверия

поделиться в: