РУС БЕЛ ENG

Организация питания

Об организации школьного питания

в 2023/2024 учебном году

 

С 1 сентября 2023 года наше учреждение образования перейдет на новые принципы организации питания обучающихся. Главная задача перехода предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждения образования.

Оплата законных представителей за питание обучающихся осуществляется в порядке и размерах, определенных законодательством. Учащимся, находящимся в школе от 3,5 до 6 часов, предоставляется одноразовое питание (обед), от 6 до 10 часов – двухразовое питание (обед, полдник), более 10 часов – трехразовое (обед, полдник, ужин). Обед будет состоять из закуски (салата), супа (допускается исключение из обеда), горячего блюда (из мяса, мяса птицы с гарниром), сладкого блюда (напитка) или сока. 

Питание обучающимся в учреждении образования предоставляется не ранее, чем через 2-2,5 часа от начала работы учреждения образования.

В учреждении образования на постоянной основе проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью изучения мнений по введению новых принципов организации питания и совершенствования его структуры в лучшую сторону.

Горячая линия

В главном управлении по образованию Могилевского
облисполкома организована «горячая линия» по вопросам организации
питания обучающихся.
 
Данная линия функционирует в рабочие дни (понедельник –
пятница) с 9 до 13 по телефону (0222)71-63-13.
свернуть

Школьное питание

Школьное питание - это залог здоровья подрастающего поколения

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

 

Ответственный за организацию питания учащихся в школе -

заместитель директора по воспитательной работе Рогаль Инга Александровна.

 

График питания учащихся в 2023/2024уч.году

10.40 

11.40 

13.35 

14.35   

-

-

-

-

1-4 классы (завтрак)

5-11 классы  (обед)

1-4 классы  (обед)

5-11 классы (полдник)

 

свернуть

Комплексная система мер

 

Пояснительная записка 

Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». В школе значимым направлением в образовательном процессе является воспитание здорового человека. Школьник – это бурно растущий и постоянно развивающийся организм. Для детей школьного возраста основополагающим фактором здоровья является питание. При составлении меню школьника следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма. Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Растёт число учеников с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков.

Основная проблема современного человека — это неправильное питание, ведущее к нарушениям обмена веществ. Для реализации комплекса мер по организации питания учащихся в учреждении образования необходимо повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе.        Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:

*фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

*в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

*школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

С 1 сентября 2023 года ГУО «Вязьевская средняя школа» перейдёт на новые принципы организации питания обучающихся.

Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

С 1 сентября 2023 устанавливается фиксированная ежемесячная плата родителей за питание в школах.  Плата законных представителей за питание обучающихся, получающих общее среднее образование, в день взимается в зависимости от возраста, количества приемов пищи в учреждениях образования, в процентах от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда и далее получать полдник, ужин.

В учреждениях образования, расположенных на территории сельских населенных пунктов, все приемы пищи и время их приема сохраняются.

Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:

от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;

от 6 до 10 часов – двухразовое;

более 10 часов – трехразовое.

Чтобы еда нравилась всем школьникам, постановлением предусмотрена разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.

Нормативное правовое обеспечение:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. №29 Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2023 г. №265 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 Об организации питания обучающихся;

Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2017/2018 учебном году;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 Об эксперименте по организации питания обучающихся;

Государственный школьный стандарт;

Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся.

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся ценностного отношения к основам культуры питания.

ЗАДАЧИ:

предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их законных представителей;

повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;

формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;

освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- улучшение состояния здоровья школьников по показателям заболевания, зависящим от качества питания;

-  100% охват питанием обучающихся;

-  обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;

-  сокращение количества отходов в школьной столовой.

 

                                         

 

- конкурсы видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание моей семьи», плакатов и др.;

- викторины

 

 

4.

Проведение тематических классных часов, в том числе, с привлечением медицинских работников («Здоровое питание – здоровая нация», «Здоровое питание – основа здоровья», «Азбука здорового питания», «Как питаться правильно», «Я и мое здоровье», др.)

В течение года

Классные руководители

5.

Изучение отдельных аспектов здоровьесбережения и самосохранного поведения в рамках учебных предметов «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

В течение года

Учителя-предметники

6.

Формирование у учащихся общих представлений об особенностях строения организма человека, его внутренних органах и выполняемых при изучении учебного предмета «Человек и мир»

В течение года

Учителя-предметники

 7

Формирование у учащихся правильных пищевых привычек на учебных предметах «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье».

В течение года

Учителя-предметники

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

1.

Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия по формированию культуры здорового питания в семье

В течение года

Классные руководители

2.

Информирование родителей о принципах здорового питания путем консультаций, лекций, размещения данной информации на сайте учреждения образования.

В течение года

Классные руководители

3.

Издание информационных бюллетеней для родителей о правилах здорового питания

В течение года

Классные руководители

4.

Работа родительского университета «Школа родительской любви»

1 раз в четверть

Богачева Е.В., педагог  социальный

5.

Участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня (в рамках направления «Здоровый образ жизни»)

1 раз в месяц

Классные руководители

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Мониторинг удовлетворенности учащихся школьным питанием, изучение мнения (анкетный опрос) обучающихся и их родителей по вопросам организации питания

Октябрь, 2023

Апрель, 2024

Рогаль И.А., заместитель директора по ВР,  классные руководители

2.

Рассматривание на совещании при директоре результатов контрольных мероприятий, аналитические материалы по совершенствованию системы питания в учреждении образования

Май, 2024

Рогаль И.А., заместитель директора по ВР

3.

Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальной нормативной правовой и другой документации, касающейся вопросов организации питания.

В течение года

Рогаль И.А., заместитель директора по ВР

4.

Организация работы Совета по питанию

В течение года

Рогаль И.А., заместитель директора по ВР

5.

Контроль за соблюдением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдение персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

В течение года

Члены совета по питанию

 

Заместитель директора по

воспитательной работе                                                  И.А.Рогаль

 

Список работников ГУО «Вязьевская СШ»,

которые будут питаться в школьной столовой

 

  1. Альховик И.С.
  2. Алешка В.А.
  3. Алешкевич Т.К.
  4. Богачева Е.В.
  5. Гришанович В.С.
  6. Гришанович Е.К.
  7. Ковалевич Е.Ф.
  8. Лагодич Н.А.
  9. Мисс Ж.И.
  10. Першукевич Т.А.
  11. Рогаль И.А.
  12. Савко Е.С.

 

Директор школы                          В.С.Гришанович

свернуть

Алгоритм применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. №555 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013г. №317"

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 555 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317» (далее – постановление № 555) разъясняем следующее.

Из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (далее – постановление № 317) исключена норма:«при обеспечении одноразовым питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обучающихся, указанных в абзаце втором пункта 3 и пункте 6 Положения об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. N 694, размер денежной нормы расходов на питание составляет 60 процентов от соответствующей денежной нормы расходов на питание, утвержденной в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления.» (от двухразового питания).

Предоставление школьникам бесплатного питания необходимо производить исходя из размера денежной нормы расходов на питание (далее – денежная норма) по отдельным приемам пищи: на второй завтрак (ужин) 35 %, на обед – 50 % и полдник – 15 % от денежной нормы расходов на трехразовое питание, утвержденной в соответствии с Приложением 6 постановления № 555, в зависимости от возраста учащихся (без повышающего коэффициента 6-10 лет – 4,58 руб., 11-18 лет – 5,4 руб., при организации питания субъектами хозяйствования применяется повышающий коэффициент 1,3: 6-10 лет – 5,95 руб., 11-18 лет – 7,02 руб.).

Аналогичный расчет применяется для платы за питание учащихся, обеспеченных питанием за счет средств законных представителей.

Например,

стоимость питания по приемам пищи для возраста 11-18 лет (V-XI классы): завтрак (ужин) – 1,89 руб./2,46 руб. (с 1,3), обед – 2,7 руб./3,51 руб. (с 1,3), полдник – 0,81 руб./1,05 руб. (с 1,3); стоимость двухразового питания (обеда и полдника) – 3,51 руб./4,56 руб. (с 1,3).

Обучающимся в V классе с возрастной категорией 10 лет предоставляется питание в соответствии с возрастом по денежной норме для обучающихся 6-10 лет.

В первую смену в качестве одноразового питания учащимся I-IV классов предоставляется второй завтрак, V-XI классов – обед, двухразового – учащимся I-IV классов – второй завтрак и обед, V-XI классов – обед и полдник, трехразового – учащимся I-IV классов – второй завтрак, обед, полдник, V-XI классов – обед, полдник, ужин.

во вторую смену учащимся III-IV, VI-VIII классов в качестве одноразового питания предоставляется обед, двухразового – обед, полдник.

Калорийность второго завтрака определена, в том числе, во вторую смену. В соответствии с пунктом 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) от 27 декабря 2012 г. № 206, учебные занятия (занятия) должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30.

Время начала приема (приемов) пищи санитарно-эпидемиологическими требованиями не регламентировано.

Вместе с тем с учетом физиологических потребностей и биологических ритмов человека первым приемом пищи во вторую смену предполагается обед.

Также из постановления № 317 исключены следующие таблицы:

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, с длительностью пребывания 6-8 часов (двухразовое питание);

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 9-10,5 часа (трехразовое питание);

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах на территории радиоактивного загрязнения (одноразовое питание);

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение, а также в зоне проживания с периодическим радиационным контролем для посещающих группы продленного дня (двухразовое питание);

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение для посещающих группы продленного дня (трехразовое питание).

Вместо вышеназванных таблиц постановлением № 555 установлена одна таблица (Приложение 6):

Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 8-10,5 часов (трехразовое питание).

Натуральные нормы трехразового питания, изложенные в Приложении 6, используются при одноразовом питании (при пребывании в учреждении образования 3,5-6 часов) и двухразовом питании (при пребывании в учреждении образования 6-8 часов) с учетом норм калорийности конкретного приема (приемов пищи) согласно установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и физиологическим потребностям в энергии (подпункт 2.1 пункта 2 постановления № 555) и использования продуктов в блюдах, входящих в тот или иной прием пищи.

Установленные натуральные нормы питания разработаны Минздравом с учетом результатов проведенного эксперимента по организации школьного питания, содержат увеличенные нормы по отдельным продуктам в сравнении с экспериментом и должны учитываться при разработке примерных двухнедельных рационов питания (пункт 146 Специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525).

 

Методические рекомендации по организации питания

d учреждениях образования в 2023/2024 учебном году

https://www.adu.by/ru/pedagogam/organizatsiya-pitaniya.html

свернуть

Здоровое питание

Что такое правильное питание?

Существует масса слухов и домыслом на тему того, как должна выглядеть система правильного питания: кто-то считает, что это вегетарианство, кто-то и дня не может прожить без хорошего стейка, а для кого-то это просто вкусное питание. Если вы хотите, чтобы было ваше питание правильным, то вам следует включить в ваш образ жизни эти простые и полезные правила: В правильном питании необходимо разнообразие: немного мяса, много овощей, фруктов, рыбы и продуктов из муки грубого помола. Это дает организму все питательные и необходимые для жизни вещества, в которых он нуждается. Одностороннее питание, применяемое прежде всего в некоторых диетах, приносит вред здоровью. Белки, жиры и углеводы — энергетические вещества, которые должны поставляться с пищей.

- Правильный режим питания. Большие порции создают излишнюю нагрузку для организма и пищеварения. Они вызывают чувство переполнения, усталость и вялость. Лучше есть не три раза в день помногу, а пять раз небольшими порциями. Перерывы между едой не будут слишком большими, и «калорийные бомбы» при этом не вытеснят здоровое чувство голода.

 - Ешьте медленно и с удовольствием – это главное для правильного питания. Торопливый едок обычно ест слишком много. Ученые установили, что признаки насыщения появляются лишь через пятнадцать минут после еды. Это значит, что тот, кто с жадностью глотает свою еду, уже за несколько минут получает достаточно калорий/джоулей, не давая своему организму возможности сообщить о переходе границы насыщения.

- То, что относится к еде, следует соблюдать и в отношении питья. Если у вас сильная жажда, то лучше всего выпить воды. Не следует переоценивать значение утоляющего жажду пива из-за содержания в нем алкоголя и калорийности. Из горлышка пивной бутылки можно очень быстро получить излишки энергии. Будьте осторожны и со сладкими напитками (лимонадами, фруктовыми соками или напитками с колой). Они не утоляют жажду, но содержат до ста десяти грамм сахара в одном литре.

- Не пейте слишком мало: дневная потребность в жидкости составляет полтора-два литра. Очень рекомендуется минеральная вода или чай (лучше всего — фруктовый чай). Умеренно могут употребляться молоко, кофе и напитки с фруктовыми соками.

 - Правильное соотношение белков, жиров и углеводов. В вашем рационе их должно быть тридцать, тридцать и сорок процентов соответственно. Но не забывайте о качестве строительных элементов: от куска сладкого торта или зажаренного в углях куска мяса у вас, конечно, прибавится углеводов и белка, но их польза для здоровья весьма сомнительна. Полноценное питание включает в себя сложные углеводы, хорошие приготовленное мясо и полезные жиры.

Как правильно питаться

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует здоровью в будущем, обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде и формирует здоровье взрослого населения.

Недостаток белка, витаминов и микроэлементов приводит к задержке в развитии, повышает риск возникновения инфекций, анемии, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Правильный режим питания

  • Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.

  • В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак.

  • Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

  • Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)

  • На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.

  • Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.

  • Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищева-рительных соков и ухудшают процесс пищеварения.

Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:

  • Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А,С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:

  • Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.

  • Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.

  • Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.

Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:

  • Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).

  • Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.

  • Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.

  • Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.

  • Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.

  • Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.

  • Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.

  • Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.

 

Чем витамины полезны для нашего организма

Пожалуй, мало кто сможет рассказать, в чём же заключается польза витаминов, даже несмотря на то, что каждый наслышан об их живительных и целительных свойствах. И, тем не менее, переоценить витамины сложно: помимо того, что многие из них укрепляют иммунитет, улучшают память, нормализуют обмен веществ, служат для нормальной работы внутренних органов, они ещё отвечают за красоту нашей кожи и волос, участвуют в оздоровлении организма во время болезней.

Какие из витаминов самые полезные? Ответить довольно сложно – ведь, например, во время беременности женщинам рекомендуются витамины, участвующие в росте и развитии плода: витамин Д и фолиевая кислота, а вот тем, у кого проблемы с кожей, полезны витамины Е, С, А, В6, К. Словом – «степень полезности» того или иного витамина каждый определяет для себя сам.

Рассмотрим, в чем состоит польза отдельных витаминов

Польза витаминов для человека

Самым простым способом получить все необходимые витамины можно назвать правильное питание. Именно с ними поступают в организм так необходимые нам вещества. Для того чтобы сбалансировать  рацион, важно знать, в каких именно продуктах содержатся нужные витамины. Давайте рассмотрим, в чём же заключается польза витаминов разных групп, и что нужно съесть, чтобы пополнить их норму в организме.

Витамин А. Пожалуй, переоценить его достаточно сложно: его роль – отвечать как за внутреннее состояние организма (нормальное функционирование иммунной системы, борьба с инфекциями и т.д.), так и за внешнюю красоту (ногтей, волос, кожи). Норма в организме – 1 мг. Содержится во многих растительных и животных продуктах: тыква, морковь, брокколи, петрушка, персики, дыня, яблоки; печень (в особенности говяжья), рыбий жир, яичный желток, молоко, сыр, творог.

Витамин Е.  Этот витамин замедляет процесс старения, укрепляет стенки сосудов, предотвращает образование и способствует рассасыванию тромбов. Средняя норма содержания в организме (в зависимости от возраста) – 10 мг. Способствует усвояемости витамина А. Много витамина Е содержится в растительных маслах, есть он в яйцах, печени, молоке, зародышах злаковых, зелени.

Витамины группы В. Их в организме несколько, и каждый выполняет свою функцию:

  • витамин В1 – отвечает за работу нервных клеток (суточная норма – минимум 1,3 мг; содержится в моркови, картофеле, свекле, орехах, бобовых, рисе);

  • витамин В2 – биологически активное вещество, которое играет очень важную роль в поддержании общего  здоровья человека (в т.ч. и волос, ногтей, кожи) ( Минимальная норма содержания в организме – 1,5 мг; больше всего витамина В2 содержится в печени, почках, дрожжах, немного есть также в яйцах, миндале, белых грибах и шампиньонах, в твороге, белокочанной капусте);

  • витамин В3 (или РР) – улучшает микроциркуляцию крови, этот витамин очень полезен для сердца (средняя норма на взрослого – 20 мг в сутки; получить можно, употребляя в пищу мясо, орехи, яйца, печень, яичный желток, рыбу, зелёные овощи);

  • витамин В6 – принимает участие в ряде процессов, среди которых: образование эритроцитов, обмен жиров и т.д. (определённая доля содержится в картофеле, свекле, апельсинах, помидорах, черешне, клубнике, а также в грецких орехах);

  • витамин В12 – этот важный витамин несёт ответственность за рост и нормальное развитие организма (суточное потребление витамина В12 – 5-7мг, много витамина содержится в печени и почках).

 

Витамин С.  Ещё один не менее важный витамин: стимулирует и укрепляет иммунную систему при ряде болезней – например, простудных. Суточная потребность для организма – минимум 90 мг; основными источниками аскорбиновой кислоты (витамина С) являются свежий шиповник, барбадосская вишня, болгарский красный перец, облепиха, чёрная смородина, яблоки, цитрусовые.

Витамин К. Его роль – принимать участие в обмене веществ в соединительной ткани и костях, а также в усвоении организмом кальция. Средняя норма в организме – 120 мкг в сутки; в значительном количестве обнаружен в оливковом масле, листовых зелёных овощах, в белокочанной, цветной и брюссельской капусте, а также в некоторых фруктах: киви, авокадо, бананы; есть в мясе, яйце, молоке.

Витамин Р. Вместе с витамином С участвует в окислительно-восстановительным процессах. Суточная потребность – 25-50 мг. Содержится в грецких орехах, цитрусовых, чёрной смородине, абрикосах, гречке, капусте, винограде, шиповнике.

Как избежать гиповитаминоза?

Наступила весна, а это значит – надвигается дефицит веществ, так необходимых организму, то есть – опасность заболеть тем самым гиповитаминозом. Как он обычно проявляется? Наверное, каждый из нас хотя бы однажды сталкивался с проблемой потери или нарушения сна, склонностью к простуде, быстрой утомляемостью, раздражительностью, шелушением кожи, кровоточивостью дёсен – признаки его различны, они зависят от того, витаминов какой группы не достаёт организму. В основном заболевание гиповитаминозом свидетельствует о нехватке таких витаминов, как А, Е, В1, С. Чтобы не допустить гиповитаминоза, рекомендуется позаботиться о сбалансированном питании, обогащённом необходимыми элементами и полезными веществами. Не забывайте о профилактике гиповитаминоза  – как и каждую болезнь, гиповитаминоз легче предупредить, чем лечить: в зимний и весенний период, при длительных вынужденных диетах обязательно используйте дополнительно поливитамины.

.

Витамины (на заметку)

А - морковь, цитрусовые, сливочное масло, сыр, яйца.

- молоко, яйца, печень трески, жирные сорта рыбы.

Е - кукурузное, подсолнечное, оливковое масло, горох.

К - зеленые лиственные овощи, шпинат, брюссельская, белокочанная и цветная капуста, крупы из цельного зерна.

В1 - свинина, овес, орехи (фундук).

В2 - отруби пшеницы, соевые бобы, капуста брокколи, печень, яичный  желток, сыр.

РР - зеленые овощи, орехи, крупы из цельного зерна, дрожжи, мясо, в том числе куриное, печень, рыба, молоко, сыр.

В5 - дрожжи, бобовые, грибы, рис, печень, мясные субпродукты.

В6 - зеленые лиственные овощи, мясо, печень, рыба, молоко, яйца.

В9 - орехи, зеленые лиственные овощи, бобы, бананы, апельсины, яйца,  мясные субпродукты.

В12 - дрожжи, морские водоросли, печень, икра, яйца, сыр, молоко, творог, мясо, рыба.

Н - яичный желток, печень.

Бета-Каротин - морковь, петрушка, шпинат, весенняя зелень, дыня,  помидоры, спаржа, капуста, брокколи, абрикосы.

Детское питание зимой

Зимой, как никогда, нужно позаботиться о полноценном и здоровом питании. Чем разнообразить питание зимой, чтобы детский организм получал все необходимое?

Сложный сезон

Вот и зима пришла по расписанию. Нагрянули холода, и впереди у нас еще много снежных и морозных дней. И если для взрослых зима, это в первую очередь плохая погода и необходимость носить на себе «тонны» одежды, то для детворы это праздник! Можно поиграть в снежки, покататься на санях, лепить снеговиков и весело проводить время на улице, невзирая на все зимние причуды, лишь бы снегу хватило. Однако детская непоседливость требует немалой подпитки, особенно зимой, когда температура воздуха низкая, и организм тратит дополнительное количество энергии. А если учесть тот факт, что «зимний стол» гораздо скромнее летнего на наличие необходимых витаминов, микроэлементов, белков и других компонентов, то вопрос здорового полноценного питания в зимний период становится более актуальным. К тому же, не стоит забывать и о болезнях. Зимой иммунная система существенно слабее, чем летом из-за сильных холодов и недостатка все тех же витаминов и микроэлементов. Поэтому дети часто болеют зимой, так как иммунная система не в состоянии справляться с вирусной атакой.

На что обратить внимание

Зимой питание вашего малыша должно быть максимально разнообразным с большим количеством фруктов и овощей. Понятное дело, что зимой можно приобрести далеко не все продукты. Отдавайте предпочтение цитрусовым. Их в зимний период как раз хватает! Апельсины, лимоны и мандарины богаты на аскорбиновую кислоту – витамин, который помогает нам справляться с болезнями и держаться в тонусе. Кроме витамина С, в цитрусовых содержатся эфирные масла, витамины А, В, а также ряд важнейших микроэлементов. Единственный недостаток цитрусовых фруктов в том, что в некоторых случаях они могут вызывать аллергию.

Очень полезными будут соки. Это, по сути, те же фрукты и овощи, но с более концентрированным содержанием всех полезных компонентов. Зимой соки будут, как никогда, кстати, так как с их помощью можно быстро пополнить запасы витаминов и микроэлементов.

В зимнее время нужно позаботиться о «согревающей» пище, богатой белком. Это, например, мясо, птица или рыба. Регулярно употребляя эти продукты, организм вашего ребенка будет пополняться ценными аминокислотами.

    

Еще один универсальный источник полноценного белка – это молоко и молочные продукты. Ценность молочного белка в том, что усваивается он гораздо легче, к тому же в молоке содержится кальций и ряд других важных компонентов. Регулярное употребление молока поможет сохранить крепкими кости ребенка и избежать ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата, в частности остеопороза.

Не забываем и о кисломолочных продуктах. Кефир, йогурт и творог также богаты молочным белком, а также полезной флорой – лакто- и бифидобактериями, а также продуктами их жизнедеятельности, которые благотворно сказываются на состоянии пищеварения и повышают иммунную защиту организма.

Все лучшее – детям!

При выборе продуктов питания для своих деток будьте особенно внимательны. Продукты приобретайте на «проверенных» местах, где регулярно осуществляется санитарный контроль. От продавцов смело требуйте сертификаты и прочую документацию, указывающую на безопасность продукта.

При выборе соков, молока и молочных продуктов обязательно обращайте внимание на срок годности готового продукта, а также его состав. Немаловажную роль играет и упаковка, в которой хранится продукт. Важно, чтобы упаковка защищала пищу от вредоносных факторов воздействия: влажности, микроорганизмов, света и воздуха. Лучше всего с такими задачами справляется картонная многослойная упаковка Тетра Пак. Покупая соки, молоко и молочные продукты в упаковке Тетра Пак, вы точно будете знать о высоком качестве продукта для своего ребенка и самое главное – его безопасности.

"Хлеб всему голова"

«Кусок хорошо выпеченного хлеба есть
одна из величественных достижений человеческого ума»
К.А. Тимирязев 

«Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали на Руси дорогих гостей. «Хороший, как хлеб» воскликнет испанец. Для слов «хлеб» и «золото» египтяне использовали один символ. Римляне просили сначала «хлеба», а потом только «зрелищ»!

Действительно, испокон веков «хлеб наш насущный» у всех народов являлся основным продуктом, необходимым для существования. В то же время хлеб играл особую роль и в духовной жизни человека. Почти во всех культурах хлеб считается святой благословенной пищей. Существует множество обрядов, ритуалов, связанных с хлебопечением.

В Христианстве, как известно, хлеб – это воплощение тела Христа. Причащение хлебом и вином – одно из семи священных таинств.

Отсюда и бережное отношение к хлебу, к труду людей, создавших его.

Интересно, что первыми пекарями были египтяне – они научились разрыхлять тесто способом брожения для придания ему пористости. Возможно, египтяне первыми научились с помощью ферментации делать хлеб мягким и пышным. В Древнем Египте были известны около 40 видов хлеба и другой выпечки. В формулах жертвоприношения по усопшим говорится о "хлебе и пиве" как основной пище в потустороннем мире.

Позже искусство выпекать хлеб перешло к древним евреям и финикийцам, и затем к грекам и римлянам. Во II в. до н.э. в Риме и других городах начали применять дрожжи. Приготовленный хлеб выпекался в печах, сходных по своему устройству с «русской печью». При раскопках в Помпеи нашли несколько подобных печей даже с окаменевшим хлебом внутри.

Постепенно ремесло перемещалось на север. Упоминание об этом встречается в старинных норвежских эддах XII в.н.э..

В X-XI вв. на Руси уже умели выпекать хлеб из ржаной муки из кислого теста на основе специальных заквасок. Секреты заквасок держали в тайне, рецепты передавали из поколения в поколение. По праздникам пекли калачи, пироги, караваи и бублики.

Раньше хлеб выпекали вручную. Теперь же труд практических полностью механизирован. Внедрение новых машин, аппаратов и механизмов способствует росту объемов производства, облегчает работу и повышает качество продукции.

Предприятия холдинга под управлением ЗАО «Русской продовольственной компанией, Инк.» выпекают до .. тонн хлеба и хлебобулочных изделий в сутки. В ассортименте хлебозаводов более 100 наименований хлебобулочных изделий - от традиционных сортов хлеба и недорогих баранок, булочек, пряников и вафель до элитных конфет и тортов.

В создании уникальных рецептов нам помогает опыт, накопленный веками.

Маркетинговые исследования предпочтений нашего покупателя помогает создавать продукцию, способную удовлетворить самый изысканный вкус. Применение новейших технологий в области упаковки позволяют продлевать сроки хранения.

Но всегда остаются неизменными основные принципы:

  • Контроль качества.
  • Использование только натуральных ингредиентов.
  • Превосходный вкус.

Самое главное – любить хлебопечение, иметь терпение и желание добиться результата. Вот почему благодарный покупатель приходит к нам вновь и вновь.

О пользе соков

Апельсиновый.

Убивает бактерии, повышает иммунитет, помогает снизить вес, способствует выделению из организма холестерина, нормализует работу кишечника, снижает риск врожденных дефектов у плода, защищает от некоторых форм рака.

Томатный.

Источник молодости, незаменим при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Ананасовый.

Полезен при ознобах и стрессах, способствует похудению.

Виноградный.

Нормализует обмен веществ, эффективен при гастритах и повышенном давлении, помогает сохранить здоровый цвет лица, справиться с неврозами.

Абрикосовый.

Укрепляет сердечную мышцу и способствует выведению лишней жидкости.

Яблочный.

Полезен при нарушениях работы кишечника, заболеваниях печени и почек, нехватке железа.

Грушевый.

Обладает бактерицидным и мочегонным действиями, рекомендуется тем, кто страдает заболеваниями системы кровообращения и испытывает проблемы с почками.

Сливовый.

Регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, полезен при гастрите.

Грейпфрутовый.

Нормализует сон, помогает при мочекаменной болезни, повышенной утомляемости.

Вишневый.

Полезен при малокровии, укрепляет стенки кровеносных сосудов, обладает противовоспалительным действием (но при язве желудка и повышенной кислотности им лучше не увлекаться).

Морковный.

Улучшает аппетит и пищеварение, применяется при лечении язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет нервную систему, полезен для глаз.

свернуть

МЕНЮ

поделиться в: